После зимы

Опубликовано 25.03.2014

Закончилась зима, подошел к концу первый весенний месяц − март. На деревьях набухли почки, зацвели вербы, а на Волго-Донском канале и озерах все еще стоит лед. В тени и низинах лежит снег. Но по Волге уже плывут отдельные льдинки. Весеннее солнце тепло согревает воздух, приятно пахнущий костром, сырой землей и травой.
После зимы мы впервые выбрались на природу. Наш путь лежал на Голодный.

К озерам нас подкинули на машине. Мы вышли в конце спуска и пошли в сторону озера, лежавшего по правую руку от нас.
Земля и деревья еще не успели преобразиться. Вид у леса был унылый, но не пустой. Вот на одном из деревьев сверкнула белым боком сорока. Когда мы подошли поближе, то увидели, что там три птицы. Через ковер прошлогодних жухлых листьев весело желтеют маленькие весенние цветочки.
Целью нашего похода стал поиск прибрежной глины. Немного покрутившись около еще покрытого льдом озера, мы решили прогуляться до дамбы, а там и до берега Волги. Обычно среди речного песка в прибрежной полосе воды можно найти небольшие кусочки глины. Но подойти к воде оказалось не так-то просто! Практически весь берег был завален прибитыми течением реки льдинами. Там, где не было льда, сидят рыбаки. Мы не стали их тревожить и спустились к узкой протоке, через которую был переброшен деревянный мост. Там тоже лежал подтаявший на ярком весеннем солнце лед. Капельки воды, отрываясь от льдины, образовывали веселую капель. Протока с виду неглубокая, вода в ней прозрачная. Но глина не обнаружилась. Идем дальше, вверх по течению, минуя места отдыха − бани, турбазы, профилакторий. Чем дальше от них, тем кучнее лежат на берегу льдины. Подойти к берегу становится все сложнее и сложнее. Мы аккуратно спустились по льду. Вода в реке прозрачная-прозрачная − видно каждый камушек, каждую травинку, каждую палочку, упавшие в воду или принесенные течением. Мальков еще нет. Отсюда до другого берега, насколько хватает взгляда, предстает величественная картина крупнейшей в Европе реки − Волги, быстро несущей свои воды с Валдайской возвышенности до Каспийского моря. Мерный плеск волн, бьющихся о песчаный берег, наводит мысли об огромных расстояниях. Вы только представьте себе, сколько городов, деревень, лесов и полей видит Волга за километры своего путешествия от таежно-широколиственных лесов Северо-Западной России через Приволжские степи до самого юга − Астраханской области − покрытой цветущими лотосами дельты Волги! Вот проплыл маленький кусочек льдинки. Интересно, откуда он?
Лед набрался воды и похож на прозрачную слюду, блестящую на солнце. Еще несколько теплых солнечных дней, и весь он растает, стечет в Волгу. А еще через пару недель, в середине апреля начнется разлив.
Нам не удалось найти глины, и мы отправились домой. Читатель, наверное, хочет спросить, зачем нам была нужна глина? Глина нам была нужна для садоводческих нужд. Почва на дачах в районе 4-го шлюза песчаная. Нужно много воды на полив. А если проложить грядки сначала глиной, а потом засыпать землей, то вода не будет быстро уходить. Дачный сезон скоро наступит, вот мы и отправились на поиски прибрежной глины, которую проще всего добыть.
Едва мы отошли от берега в лес, как столкнулись с тем, что земля на тропинках еще не просохла, а кое-где все еще встречаются лужи со льдом. Но уже во всю летают бабочки. Желтая лимонница пролетела мимо, не захотев фотографироваться. Ее примеру последовала пчела, собиравшая мед, но при виде включаемого фотоаппарата улетевшая в неизвестном направлении. А вот две черно-рыжие нимфалис провели целую фотосессию. Мало того, что они позволили себя фотографировать практически в упор, так еще и разрешили посадить себя на руку! У меня впервые в жизни сидели на руке бабочки, целые две. А потом на прощанье одна из них прокатилась на моем рюкзаке!
Бабочки летали рядом с нами на протяжении всей дороги через лес. Пчел мы больше не видели, зато слышали дятла, постукивавшего по дереву.
Вся земля изобиловала маленькими желтыми цветочками. Кое-где были видны меленькие цвета клевера белого.
Из леса мы вышли прямиком к поселку Мачтозавод. Там мы покормили местную собаку булочкой, любовались на щенков и зашагали домой обычным маршрутом.
Глины мы не накопали, но зато набрали новых впечатлений.